пятница, 31 декабря 2010 г.

Итоговое заключение по экспертной оценке

                                    ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                                      по экспертной оценке
(на Заключение судебно-экспертной комиссии по результатам судебной комплексной психолого - лингвистической религиоведческой экспертизы от 04.05.2009г., выполненное экспертами Араевой Л.А., Яницким С.С., Осадчим М.А. — работниками Кемеровского государственного университета, на основании определения Горно-Алтайского городского суда от 10.02.2009 г.)



1. Содержит ли представленная литература признаки возбуждения религиозной розни (подрыв уважения и неприязнь к другим религиям); признаки пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; признаки нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии?

Представленная литература не содержит признаков возбуждения религиозной розни. В тех случаях, когда выражается критическое отношение к грешникам, их конфессиональная принадлежность ставится в кавычки. Более того, в наставлениях «Что от нас требует Бог?» (с. 21) говорится: «Общайся с людьми, у которых развиты привычки, угодные Богу (Притчи 13:20). Помощь могут оказать зрелые христианские друзья (Иакова 5:14)».

Понятие пропаганды изначально обозначало: 1) распространение каких-либо идей с целью приобрести сторонников; 2) Congregatio de propaganda fide - миссионерское учреждение, основанное в 1622 году в Риме папою Григорием XV для распространения католичества среди язычников и уничтожения ересей (см. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). Современный словарь по общественным наукам определяет пропаганду как деятельность, направленную на распространение знании, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей.

Безусловно, представленная литература является средством распространения вероучения Свидетелей Иеговы, как любая другая религиозная литература Однако, в ней отсутствуют признаки исключительности и превосходства либо неполноценности человека по принципу религиозной принадлежности или отношения к религии. В брошюре «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что верят?» (с. 21) сообщается: «Они [Свидетели Иеговы] стремятся поступать с другими так, как хотят, чтобы люди поступали с ними... Они стараются хорошо относиться ко всем людям, а не только соверующим, друзьям, соседям или родственникам. Из-за своего несовершенства Свидетелям Иеговы не всегда удается все делать правильно. Но они искренне хотят делать добро всем людям - и не только проповедуя благую весть о Царстве, но и, по возможности, протягивая другим руку помощи».

В представленной литературе отсутствуют также признаки нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. В том же издании (с. 29) заявлено: «...Иисус предупредил, чтобы мы не судили друг друга. Мы видим внешнее, Бог же знает, что в сердце человека. Он тщательно все взвешивает и судит с милосердием. Бог передал суд Иисусу, а не нам». С точки зрения межрасовых проблем сообщается (с. 23), что «в их [Свидетелей Иеговы] всемирном главном управлении, в филиалах и собраниях живут и работают вместе люди всех рас». Иллюстративный ряд брошюры «Что от нас требует Бог?» почти целиком построен на портретах представителей разных рас.

2. Имеются ли в представленных текстах слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими группами? Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т.п. ?

В представленных текстах содержатся негативные оценки грешников, наказание которых переносится в ведение Бога. Критические высказывания об ответственности религий за кровопролитные события носят культурно-исторический характер и разделяются, в частности, Римско-Католической Церковью, которая принесла покаяние в канун и во время торжеств, посвященных двухтысячелетию христианства

Осуждение грешников, в частности, неправедных священнослужителей - частая тема в мировой литературной классике. Ей посвящены «Корабль» Брандта, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Монахиня» Дидро», «Декамерон» Боккаччо, Поющие в терновнике» Коллинза и т.д. Эту тему поднимали и церковные авторитеты, например, Фома Аквинский, Сергий Радонежский, Никола Кузанский, протопоп Аввакум, митрополит Филипп и т.д.; религиозные реформаторы Ян Гус, Кальвин, Лютер.

В детском издании «Моя книга библейских рассказов» задается вопрос (к рассказу 90, повествующему о том, как Иисус был добр к людям всех национальностей): «Как по примеру Иисуса мы должны относиться к людям другой национальности или социального положения?».

Отказ от деятельности в сфере военно-промышленного комплекса и армии не является осуждением социума этих государственных структур, поскольку, как указывалось, по данному вероучению, это находится в ведении Бога, а является выражением отрицания насилия в любой форме. Последнее свойственно и ряду направлений буддизма.

3. Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, социальной группы, редакционная коллегия, или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц?

Базовым источником аргументации в представленных книгах являются библейские тексты, цитаты из которых в программной брошюре «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что верят?» составляют практически треть объема всего издания, а брошюра «Что от нас требует Бог?» целиком построена на выдержках из них. Поэтому представляется весьма затруднительным, если не сказать невозможным, отвергать или опровергать приводимые цитаты, которые могут быть разве что предметом богословских дебатов. Кроме того, следует учитывать исторические аспекты событий, заимствованных из Священного Писания. В частности, когда речь идет о дочерях Ханнаана (хеттах), имеется в виду пересечение персон божественного пантеона последних с древними иудеями, для которых Яхве (Иегова) - единственный Бог, тогда как у хеттов - мелкоразрядный.

В ряде случаев приводятся ссылки на публикации в СМИ (Таймс-Геральд, Нью-Йорк Тайме, Америкэн Медики Ньюс и т.д.), научные труды, используемые в качестве эпиграфов и комментариев (см., например, «Человечество в поисках Бога», с. 8, 9, 366 и др.). Однако, эти цитаты не содержат отрицательных оценок этнических и социальных групп. В издании «Сторожевая башня. Возвещает Царство Иеговы» (15.02.2002) содержится негативная оценка византийских императоров и некоторых иерархов в части их греховного поведения, что вполне соответствует историческим хроникам.

4. Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?

Напротив, по цитируемому в брошюре «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что верят?» мнению профессора Ч.С.Брадэна, ранее публиковавшемуся в прессе, Свидетели Иеговы «в немалой степени посодействовали обеспечению прав всех меньшинств в Америке». В издании «Что от нас требует Бог?» на с. 9 выделен текст-врезка: «Людей вводят в заблуждение ложная религия, спиритизм и национализм».

5. Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо конфессиональной группы, национальности?

В числе программных идей, декларируемых в представленной литературе, является любовь к ближнему. При этом обильно цитируются Священные книги. Так, в издании «Человечество в поисках Бога» (с. 11) приводятся изречения Христа «люби ближнего своего, как самого себя», «не переставайте любить своих врагов, делать добро ненавидящим вас», выдержка из Корана «Аллах, быть может, между вами и теми, кто сейчас враждует против вас, любовь (и дружбу) утвердит». Аналогичные мысли высказываются в «Моей книге библейских рассказов» для детей (Вопросы к рассказу 107): «Как ты поступаешь, когда кто-то поступает с тобой плохо? Стараешься ли ты тоже причинить этому человеку боль? Просишь ли ты Бога наказать его? Но ни Стефан, ни Иисус так не поступали. Они были добры даже к тем, кто обращался с ними плохо. Давай будем стараться поступать, как они».

6. Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или конфессиональной, социальной группы?

Основной принцип смыслового построения представленной литературы состоит в сопоставлении угодного и неугодного Богу. Обзоры мировых религий, представленные в книге «Человечество в поисках Бога» выражают взгляд на них с точки зрения собственного вероучения. Аналогичным образом поступает большинство мировых религий, включая христианство, мусульманство и т.п., признающие собственную веру единственно правильной. С другой стороны, идея изучения других религий с позиций собственных конфессиональных взглядов также присущая современным церковным структурам. В частности, она выражена в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятых в 2008 году

7. Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной, конфессиональной группы за счет другой?

Отсутствуют.

8. Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной, конфессиональной группы против другой?

Отсутствуют. См., например «Что от нас требует Бог?», с 26: «Самый характерный признак истинных христиан - их искренняя любовь друг к другу (Иоанна 13:34, 35). Среди истинных христиан не учат тому, будто люди одной расы или цвета кожи лучше людей других рас или цветов кожи. Среди них также не учат ненавидеть жителей других стран (Деяния 10:34, 35)». Пример веротерпимости находится и в детском издании - «Моей книге библейских рассказов». Вопрос к рассказу 112 звучит следующим образом: «В чем христиане могут брать примеров с жителей Мальты, которые, хотя были язычниками, проявили к апостолу Павлу и другим потерпевшим кораблекрушение «необычайную доброту».

9. Содержит ли представленная литература побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей? Возможен ли выбор последователем данной конфессиональной группы самостоятельной гражданской позиции либо такие требования являются безусловными?

В соответствии с Конституцией РФ в обязанности гражданина России входит:

1. Строго соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 Конституции РФ).

В представленной литературе отсутствуют посягательства на российское законодательство. Среди основополагающих принципов последователей религии в брошюре «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что верят?» (с. 913) указано: «Следует подчиняться всем человеческим законам, которые не противоречат законам Бога».

2. Не допускать нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17 Конституции РФ).

В анализируемых текстах содержатся призывы к нравственной и физической чистоте, чистоте в мыслях и чистоте в речи («Что от нас требует Бог», с. 18 - 19), отрицание насилия как способа поведения (там же, с 21), отказ от насильственных видов спорта, в которых людям причиняется вред и развлечений, в которых поощряется насилие (там же, с. 24). Принцип добровольности участия в движении Свидетелей Иеговы сформулирован в брошюре «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что верят?» (с. 13 20): «Встречи открыты для всех желающих. Денежные сборы не производятся».

3. Не допускать пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную вражду (ст. 29 Конституции РФ).

В изученной литературе не обнаружено пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную вражду. Выводы по этой части экспертизы приведены в п. 1 настоящего заключения.

4. Заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38 Конституции РФ). 

В правилах семейной жизни («Что от нас требует Бог», с. 16 - 17) говорится о том, что «Отцу необходимо усердно трудиться, чтобы заботиться о своей семье. Он должен обеспечивать свою жену и детей пищей, одеждой и жильем. Отец должен также удовлетворять духовные потребности своей
семьи»; «Ей (жене) следует помогать мужу учить и воспитывать детей»; «Бог требует, чтобы дети слушались родителей. Он предписывает родителям наставлять и исправлять своих детей. Родителям необходимо уделять время, чтобы изучать с детьми Библию и заботиться об их духовных и эмоциональных потребностях. Родителям нельзя воспитывать своих детей грубо и жестоко».

5. По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ст. 38 Конституции РФ).

Судя по представленной литературе, семья является очень значимой ячейкой. В издании «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что верят?» (с. 44 22) говорится, что «сплоченные семьи - залог процветания общества и даже всего государства».

6. Получить основное (9 классов) общее образование (ст. 43 Конституции РФ).

В представленной литературе отсутствуют запрет на получение общего образования. Тема ценности знаний присутствует в рассказе 90 «Моей книги библейских рассказов», после текста которого задается вопрос: «Как мы можем подражать самаритянке, которая дорожила полученными знаниями и с радостью делилась ими с другими?».

7. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории (ст. 44 Конституции РФ).

В изученных текстах не содержится положений, противоречащих этой обязанности. В книге «Человечество в поисках Бога» приводится развернутые обзоры религиозной и культурной жизни различных стран и народов.

8. Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

Поскольку в литературе в качестве принципа изложено следование человеческим законам, этот пункт в ней не подвергается сомнению. Одним из постулатов, которым следуют Свидетели Иеговы, являются слова Иисуса: «Отдай Богу Богову, а кесарю - кесарево» в ответ на вопрос об уплатеподатей.

9. Охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Понятие живого в изученных текстах представлено как священное. Особо выделяются животные, о которых сказано, что их можно убивать в целях жизнеобеспечения, но обращаться с ними плохо и убивать из спортивного интереса или ради забавы - неправильно.

10. Защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59 КонституцииРФ).

В представленной литературе содержится отказ от военной службы в связи принципом ненасилия, но с введением «Федерального Закона об альтернативной гражданской службе», вступившем в силу 1 января 2004 года, это не является нарушением гражданских обязанностей. При этом в Конституции РФ закреплено право гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой.

10. Согласны ли с выводами, указанными в заключении?

Выводы эксперта трудно разделить по ряду причин. Во-первых, они во многом носят рассудительный и предположительный, т.е. домысливающий характер. Это обусловливает в ряде случаев неоправданную экспрессивность выражения позиции эксперта. Так, слово христиане, взятое в кавычки, трактуется как осудительное отношение к вере христиан. Фактически это допускается в двух случаях: когда имеются в виду не все христиане, а грешники, т.е. таким образом, подчеркивается отношение к греху; во-вторых, когда ведется разбор понятия - при написании раскрывающего слова после назывного «термин» или «понятие» по нормам русского языка допускается взятие его в кавычки.

Во-вторых, по ходу анализа не представлен использованный научный аппарат, т.е. методы произведенного исследования скрыты, что не позволяет оценить их корректность. Единственным просматриваемым инструментом является техника «цитата - трактовка». В результате оценочный характер выводов остается недостаточно обоснованным с научной точки зрения, как лингвистической, так и психологической.

В-третьих, использование первичного текста, т.е. цитат из представленной литературы, имеет довольно скудный и несколько однообразный характер, при этом допускается вырывание из контекста. В частности, осуждение некоторых аспектов византийской истории переносится на современность, что представляется не вполне объяснимым.

Доктор философских наук,
кандидат психологических наук                                                                           А.Е. Наговицын

09.06.2009


Источник: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/exp20091002_u.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий