среда, 8 июля 2015 г.

Документы из Государственного архива Российской Федерации 1945-1949

СВАГ оветская военная администрация в Германии) и религиозные конфессии Советской зоны оккупации Германии 1945-1949


Основные религиозные конфессии зоны и контроль Союзных оккупационных властей за их деятельностью


1.19. Спецсообщение начальника Оперативного сектора СВА провинции Мекленбург и Западная Померания Д.М.Никитина начальнику Управления СВА провинции М.А.Скосыреву об активизации деятельности секты «Свидетели Иеговы»
22 июля 1946 г.
Совершенно секретно
№ 1/001955

Начальнику Управления СВА провинции Мекленбург

и Зап[адной] Померании,

генерал-майору т. Скосыреву


За последнее время по провинции Мекленбург отмечена возрастающая деятельность духовенства и сектантства, направленная против демократиза­ции Германии. Особенно активную деятельность развертывает секта «Свиде­тели Иеговы» («Серьезные исследователи Библии»)34.

Эта секта наиболее многочисленна и развита по провинции, члены ее ве­дут активную работу против демократизации Германии среди немецкого на­селения. Члены секты настойчиво распространяют листовки, оставляя их на квартирах у немцев, проводят читки этих листовок и даже отмечены случаи, когда члены секты распространяют листовки на улицах, раздавая их прохо­жим немцам.

В листовках «Сторожевая вышка»I, «Требование» и другие, секта выступа­ет против демократии и послевоенного объединения наций, говоря, что мир на земле может сделать только бог, мира на земле надо ждать только от все­вышнего.

В этих листовках члены секты «Свидетели Иеговы» указывают, что мир находится в заблуждении, в руках сатаны:

«Сатана распускает басни, что будто бы послевоенное объединение на­ций - последняя и единственная надежда людей на мирную землю, где будет царство безопасности, благожелательства и справедливости для всех рас, на­ций, меньшинств и языков. Это есть тягостная басня!».

Указывая далее об организации мира на земле «Свидетели Иеговы» пишут:

«Чтобы государственная организация действовала бы согласно воле все­вышнего, а не демократической воле народов, члены народа - не верховные руководители мира».

«Свидетели Иеговы» свои листовки выпускают и распространяют среди населения в завуалированной форме под видом божественности.

Выпуск и распространение этих листовок «Свидетели Иеговы» произво­дят без всякого контроля СВА.

В городах Гюстров, Шваан, Засснитц и других местах «Свидетели Иего­вы» проводят читки библий, на которых распространяют слухи клеветниче­ского характера, что народ ожидает страшный голод и т. п., что это происхо­дит в связи с создавшимся положением - т.е. в связи с оккупацией Германии.

I Так в документе. Правильно: «Башня стражи».

174________________________ СВАГ и религиозные конфессии Советской зоны оккупации Германии



Прошу работу секты «Свидетели Иеговы» взять под особый контроль СВА, запретить руководителям секты издавать и распространять листовки без контроля СВА.

Устраиваемые ими сборища и читку библии проводить с разрешения соот­ветствующих военных властей.
Начальник Оперативного сектора СВА

провинции Мекленбург и Зап[адной] Померании,

генерал-майор                                                                                    Никитин

Резолюции: Полковнику Серебрийскому. Пресечь работу сект. За руководи­телями религиозных сект установить наблюдение. 1.8.46. П.Авдеенко. т. Борщов. Вызвать их руководителей. А.Серебрийский. Помета: Исполнено]. 3.8.46. Борщов.

ГА РФ. Ф. Р-7103. Оп. 1. Д. 26. Л. 126-127. Подлинник.




1.38. Донесение начальника отделения информации УВК района Штольберг А.А.Шарыпкина начальнику Управления информации СВАГ С.И.Тюльпанову о влиянии церкви на население и деятельности сект
20 января 1948 г.
Секретно
м. Штольберг

№ 026

Начальнику Управления информации СВАГ,

полковнику т. Тюльпанову

Копия: начальнику Отдела информации земли Саксония,

подполковнику Кузьминову.

Население района Штольберг распределяется по вероисповеданию следую­щим образом:

I Подпись неразборчива.

Раздел 1. Основные религиозные конфессии зоны и контроль за их деятельностью__________________ 213

1.        Евангелистов - 79 715 чел.

2.        Католиков - 7250 чел.

Остальная часть населения распределяется по сектам:

1.       «Свидетели Иеговы» - 400 чел.

2.       Адвентисты - 780 чел.

3.       Баптисты - 1503 чел.

4.       Методисты - 750 чел.

Таким образом, основная часть коренного населения является евангели­стами. Католики - это в большинстве своем переселенцы из Силезии и вос­точных областей Пруссии, приехавшие сюда после 1945 г.

Влияние церкви на население в данный момент исключительно сильно. Посещение церквей, несмотря на неблагоприятную погоду, очень большое. Почти все свободное население по воскресеньям и в дни евангелических чи­ток бывают в церквях.

Это влияние особенно усилилось после провала Лондонской конферен­ции69. Народ, потерявший надежду получить справедливый мир от стран-по­бедителей, поддается мистицизму, возлагая теперь надежды только на цер­ковь и бога. Это явление усилилось тем, что священники в своих проповедях говорят: «Мы добьемся единства и мира помимо желания стран-победителей. В этом нам поможет бог».

Член церковной общины в Штольберге, рабочий авторемонтной мастер­ской беспартийный Вебер в беседе сказал: «Единство и мир - это хорошее де­ло, но, видимо, кроме бога нам его никто не даст. Мы наказаны богом. Надо больше молиться, чтобы добиться желаемого единства и мира».
Такое мнение народу вкладывается в церквях священниками. Суперинтен­дант Хельм в своих проповедях часто говорит: «Мы добьемся единства и справедливого мира помимо желания стран-победителей. Мы уже много [сде­лали] для этого. Мы послали обращение ко всем церквям мира, где призывали их помочь германскому народу добиться единства и справедливого мира. Бу­дем просить бога и надеяться, что он нам поможет». Подобные же выступле­ния делают и другие священники. Видимо, есть определенные указания из вышестоящих церковных кругов по этому вопросу.
В отношении народного движения за единство и справедливый мир Герма­нии70 церковь внешне не чинит препятствий, а, наоборот, призывает к этому, но сами священники от участия в народном конгрессе отказались. Священник Енч, член ХДС из Тальхайма, когда его выдвинули делегатом на районный народный конгресс, заявил: «Было бы смешно, если бы я говорил Вам, что стою за единство и мир, потому что это так же ясно, если бы меня спросили, нужно мне кушать завтра или нет. Я придерживаюсь слов своего епископа, и они меня обязывают честным образом отстаивать единство и мир. Участво­вать в народном конгрессе я не желаю потому, что это связано с политикой, а церковь стоит вне политики. Мы будем добиваться дела единства и мира че­рез церковь и бога».
В проходившем 17 января 1948 г. районном народном конгрессе «За един­ство и справедливый мир» церковь совершенно не принимала участия, не­смотря на то, что подготовительным комитетом церковной общине было пре­доставлено 3 места для избрания делегатов на конгресс. Отказ священников принимать участие в народном конгрессе с одной стороны, говорит о том, что церковь стремится показать себя, как организацию, ничего не имеющую об­щего с политикой, и этим поднять свой авторитет в массах, с другой стороны,
214________________________ СВАГ и религиозные конфессии Советской зоны оккупации Германии

священники, в большинстве своем являясь членами ХДС и сторонниками Кайзера, проводят его политику. Открыто выступать против единства они не могут, так как не желают подрывать свой авторитет в массах, а стараются скрытым путем отвлечь внимание народа от правильного пути в борьбе за единство и справедливый мир.

Особенно большое внимание церковь уделяет работе среди молодежи. Она всеми мерами старается подчинить своему влиянию молодежь. До 1 октября 1947 г. в районе действовало 27 молодежных организаций и «Решительных христиан», организованных церковью.

Эти организации не имели членства, но имели руководителей и регулярно собирались на религиозные читки. В настоящее время они распущены. Одна­ко все члены организаций «Решительных христиан» присоединились к зе­мельному церковному обществу и там принимают участие в богослужениях по четвергам, специально организованных для этой молодежи. Церковь всеми путями старается убедить молодежь в важности церковных богослужений, вербуя ее в церковную общину. В своей проповеди священник Рамбов (член ХДС) упрекал молодежь за легкомысленное поведение, что она занимается только танцульками в такие тяжелые дни для Германии, когда решается судь­ба германского народа. Высказываясь за единство и справедливый мир, Рам­бов приглашал молодежь вступить в церковную общину и здесь через церковь добиваться справедливого мира.

Стремясь укрепить влияние церкви среди учащейся молодежи, суперин­тендант Хельм в своих проповедях упрекалI неблагочестивых родителей, дети которых не посещают уроки религии. Он даже пытался получить разрешение в комендатуре на печатание листовки для родителей, дети которых не посе­щают уроки религии. В этой листовке Хельм писал: «Кто не следит за посеще­нием своих детей уроков религии, тот не настоящий христианин». Все это го­ворит о том, что церковь всеми путями старается держать молодежь под сво­им влиянием.

Открытой политической деятельности церковь не проявляет. Однако, на­ходясь в оппозиции СЕПГ, всячески стремится помешать проведению тех или иных мероприятий. Например, крайстагII по предложению СЕПГ в октябре принял решение об образовании продовольственных комитетов по закупке свободных продуктов у крестьян. На другой же день представитель церков­ной общины в Нидердорфе некий Шпильберг, узнав о том, что в деревне соз­дан продовольственный комитет, разослал членам церковной общины - жи­телям Нидердорфа письмо, где просил пожертвовать свободными продуктами на ремонт церкви, ибо, как говорится в этом письме «... сейчас нельзя полу­чить строительные материалы законным путем. Некоторые владельцы строи­тельного материала желают обменять их на продукты». Это мероприятие церкви надо рассматривать как действие, направленное против работы продо­вольственных комитетов, созданных и организованных по инициативе СЕПГ.

Наиболее реакционно-настроенные священники, как-то суперинтендант Хельм, священники Рамбов, Гофман, Менде, стараются убрать из церквей свободно мыслящих, демократически настроенных священников. Они окле­ветали «красным священником» священника г. Лугау Лангсофера за то, что он член СЕПГ. Чиня ему всякие неприятности, добились его устранения. По-

I Слово «упрекал» вписано над строкой чернилами. II Der Kreistag (нем.) - районный совет.
Раздел 1. Основные религиозные конфессии зоны и контроль за их деятельностью__________________ 215
добная же история произошла со священником, членом СЕПГ Энгель, кото­рый вынужден был переехать из Штольберга в другой район.

Церковь очень тесно связана с ХДС. Из 21 священника в районе 10 - чле­ны ХДС. В 18 церковных общинах избрано 128 членов церковного совета, из них 45 - члены ХДС, 3 - СЕПГ, 80 - беспартийные. Все это говорит о том, что церковь и ХДС имеют тесную связь, а отсюда ХДС использует церковь в проведении своей линии.

Последнее время согласованно ведут себя вечно враждующие католики и евангелисты. В Штольберге исключительно евангелическая община передала одну из своих церквей католикам. Это движение за сближение католиков и евангелистов началось в Дрездене, где уже проведены совместные диспуты католиков и евангелистов, на которых, по словам суперинтенданта Хельм, ка­толики и евангелисты пришли к одному выводу, что обе эти церковные общи­ны являются жертвами фашизма. «Как католики, так и евангелисты, - гово­рит Хельм, - переживали одинаковую судьбу в концлагерях, эмиграции, эва­куации, гибли на поле боя». Поэтому им незачем больше враждовать, а надо работать согласованно.
Причины тесного сотрудничества католиков и евангелистов заключаются, по-видимому, в стремлении католиков через ХДС подчинить своему влиянию евангелистов и повести совместную наиболее реакционную, присущую като­ликам, политику против демократических преобразований.

Деятельность сект.

Наиболее деятельной сектой является «Свидетели Иеговы». Она насчиты­вает своих сторонников в районе около 4000, причем имеет тенденцию роста, так как в 1946 г., по словам руководителя секты Керчмана, секта имела всего около 1000 своих сторонников. Пропаганда идей этой секты носит наступа­тельный характер. В своей работе применяют различные методы, вплоть до угроз «страшным судом», кто идет против них. Пропаганду проводят как пуб­лично, так и индивидуально, путем обхода домов. Публичные собрания секты очень хорошо посещаются населением. Например, 15 ноября 1947 г. в Штоль­берге, на одном из собраний присутствовало более 500 чел. Тема доклада - «Предстоящая катастрофа». В своем докладе о предстоящей катастрофе Фриц Адлер говорит: «Скоро предстоит катастрофа мира, от которой спасут­ся только «Свидетели Иеговы»». Он критиковал все существующие прави­тельства и церковь, подчеркивая свою справедливость в борьбе с гитлериз­мом. При данной обстановке выступления такого содержания имеют успех, ибо «Свидетели Иеговы» становятся в оппозицию всем партиям и играют на трудностях народа. Они пропагандируют гибель мира, беспомощность поли­тических партий перед распадом человечества, который, якобы, начался в 1914 г. и с тех пор, несмотря на всякие правительственные реформы, все время продолжается.

В борьбе народа за единство Германии и справедливый мир «Свидете­ли Иеговы» участия не принимают. Они считают, что бог сам не хотел со­гласия стран-победителей на Лондонской конференции, а поэтому конфе­ренция и сорвалась. «Бог знает, что ему делать, а поэтому нечего напрас­но собирать разные народные конгрессы», - заявил руководитель секты Керчман.

Деятельность «Свидетелей Иеговы» нарушает нормальную жизнь населе­ния, сеет в нем панику, недоверие к существующим порядкам и беспомощ­ность перед грозящей гибелью человечества.
216________________________ СВАГ и религиозные конфессии Советской зоны оккупации Германии


Остальные секты, как-то методисты, адвентисты, баптисты, активной ра­боты не проводят, публично не выступают. Деятельность их проводится толь­ко внутри секты. Влиянием среди населения не пользуются, склонны к наме­чающемуся союзу католиков и евангелистов.

Выводы:

1.       Влияние церкви на население в связи с провалом Лондонской конфе­ренции усиливается.

2.       Стремление церкви показать, что германский народ может получить единство Германии и справедливый мир через церковь и бога, есть стремле­ние отвлечь население от правильного пути в борьбе за единство, стремление реакционно-настроенных священников проводить политику Кайзера, что подтверждает отказ священников от участия в народном конгрессе.

3.       Сближение католиков и евангелистов говорит о начинающемся усиле­нии реакционной деятельности обеих церквей по прямому указанию Ватика­на.

4.       Деятельность секты «Свидетелей Иеговы» вводит в заблуждение насе­ление и подрывает у народа веру в будущее.

5.       Большой процент членов ХДС среди священников и церковных советов говорит о тесном сотрудничестве церкви с ХДС, об использовании церкви в проведении политики ХДС.

Предложения:

1.      Необходимо выяснить истинные цели сближения католиков и евангели­стов и установить наше отношение к этому явлению.

2.      Разоблачать идеи «Свидетелей Иеговы» о гибели мира путем выступле­ний подготовленных докладчиков на открытых собраниях, проводимых этой сектой.

Шарыпкин

Начальник отделения информации района Штольберг, гв. майор

Резолюция: Капитану Ерохину. Л.Колосс. 12.2.48 г.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 233. Л. 8-12. Подлинник.




6.2.   Донесение начальника Отдела пропаганды УСВА провинции Саксония В.М.Демидова начальнику Управления пропаганды СВАГ С.И.Тюльпанову о секте «Свидетели Иеговы» в г. Магдебурге
3 января 1946 г.
Секретно
№ 06
Начальнику Управления пропаганды СВА в Германии,

полковнику т. Тюльпанову

Направляю вам материалы по религиозному обществу «Свидетели Иего­вы» (международное общество исследователей Библии).

По данным криминальной полиции г. Магдебург это общество основано в Америке в 1885 г. В 1912 г. его филиал появляется в Германии в г. Бармен и в 1923 г. в г. Магдебурге.

Руководителями этого общества по г. Магдебургу являются: Эрих Бауэр, 1902 года рождения и Франц Фрост. Эта группа помещается в Магдебурге, ЛейпцигштрассеI, д.16.

Без ведома комендатуры 12 декабря 1945 г. это общество отпечатало на ро­таторе листовку об открытом богослужении с проповедью Фрица Адлера на тему «Мировой поворот в свете Библии».

Листовка печаталась на ротаторе, принадлежащем активному члену этого общества Вилли Шуману. Ротатор не был зарегистрирован, поэтому полиция его изъяла, а хозяина оштрафовала. Собрание (богослужение) намеченное на 14 декабря в 11-й народной школе было запрещено, как назначенное без ведо­ма коменданта.

Приложение: на 28 листах только адресатуII.

Начальник Отдела пропаганды СВА провинции Саксония,

майор                                                                                                Демидов

ГА РФ. Ф. Р-7133. Оп. 1. Д. 273. Л. 1. Подлинник.



6.6.   Донесение начальника Отдела пропаганды УСВА провинции Саксония В.М.Демидова начальнику Управления пропаганды СВАГ С.И.Тюльпанову о деятельности секты «Свидетели Иеговы»
17 апреля 1946 г.
Секретно
№ 0549

Начальнику Управления пропаганды СВАГ,

полковнику т. Тюльпанову

Секта «Вахтурм», или «Свидетели Иеговы», была основана в 1881 г. в г. Бруклин (США). Президентом этой секты является Кнор, проживающий в г. Бруклин (США).

Во многих странах имеются уполномоченные Бруклинского центра этой секты.

Уполномоченным по Германии с 1939 г. является Эрих Фрост, раньше проживавший в г. Лейпциг, теперь г. Магдебург, Отто фон Грене-Штрассе, 50. По специальности он музыкант.

В Германии эта секта была основана в 1921 г. под названием «Вахтурм Бибель унд Трактатгезельшафт». С 1939 г. она стала называться «Свиде­тели Иеговы». Руководящий центр этой секты для всей Германии, воз­главляемый Эрихом Фростом, находится в г. Магдебург, Отто фон Грене-Штрассе, 50.

Во всей Германии насчитывается до 800 групп этой секты. Они нахо­дятся в городах и крупных селах. Во главе каждой группы стоит груп-пендинерI, получающий руководство непосредственно от Фроста и его аппарата.

В основу учения секты «Свидетели Иеговы» заложена теократия - гос­подство бога во всем мире. Основываясь на этом тезисе, они утверждают, что заниматься политикой бессмысленно и вредно, отсюда их призыв к населе­нию отойти от политической жизни, от мирской суеты.

«Ватикан стремится к политическому господству во всем мире», - заявля­ет Фрост, - «его уполномоченные являются шпионами, поэтому мы против Ватикана и его политики».

По мнению Фроста, католическая и евангелическая церкви искажают Библию и только «Свидетели Иеговы» правильно трактуют и придержива­ются Библии.

С церковью, по его заявлению, их разделяет:

1.       Церковь производит святое купание (крещение) детей, они против это­го, так как неизвестно, будут ли крещеныеII верующими.

2.       Церковь утверждает бессмертие души, они говорят, что вместе с челове­ком умирает и его душа.

3.       Во время гитлеровского режима церковь в той или иной степени пропо­ведовала войну и возносила Гитлера в божеский сан, они являются противниками войны и при фашистском режиме работали нелегально и преследова­лись гитлеровцами.

В секту «Свидетели Иеговы» идут, в своем большинстве, люди, уставшие от политики, люди, заинтересованные в изучении и пропаганде Библии. Для вербовки новых своих сторонников они проводят индивидуальную работу. В мелких городах и селах один раз в неделю, в крупных городах 2-3 раза в неде­лю проводятся собрания групп этой секты, где происходит чтение и толкова­ние Библии.

По мнению Фроста, каждый настоящий христианин должен быть пропо­ведником идей бога. Для разъяснения Библии проводятся доклады для насе­ления.

Такие доклады были проведены в городах: Берлин, Хемниц, ГайцI, Пла-денII, Гера и др.

Для пропаганды библейского учения секта издает литературу.

До сих пор они получали литературу из Швейцарии, через французского атташе в Швейцарии.

Литература из Швейцарии перебрасывалась в г. Висбаден и оттуда, по раз­решению американских оккупационных властей, распространялась по всей Германии.

За время с января 1946 г. было получено из Швейцарии до 6000 экз. жур­налов и книг.

В настоящий момент в г. Карлсруэ (американская зона), в распоряжение секты «Свидетели Иеговы» дана типография.

Последний номер журнала «Вахтурм» (за март месяц) вышел в г. Берлине, Шпандау, Седанштрассе, 8.
Прошу дать указания о нашем отношении к этой секте.

Приложения: Брошюры: 1. «Вас ист Вархейт».

2.   «Иензайте».

3.   «Ерхабене Вархейт».

4.   «Фрайхайт ин дер ноен Вельт».

5.   «Ди занфтмютиген Ерербен ди Эрде».

6.   «Вер ист дайн Готт».

7.   «Fragen der Zukunft».

8.   «Wiedergeburt der Welt» и журнал брошюр сектыIII.

Начальник Отдела пропаганды

Управления СВА провинции Саксония,
майор                                                                                                Демидов

ГА РФ. Ф. Р-7133. Оп. 1. Д. 273. Л. 336-338. Подлинник.



6.11. Сопроводительное письмо начальника Отдела пропаганды УСВА земли Саксония А.П.Ватника начальнику Управления пропаганды СВАГ С.И.Тюльпанову к списку сектантских организаций, действующих на территории земли
23 января 1947 г.
Секретно
№ 013

Начальнику Управления пропаганды СВАГ,

полковнику т. Тюльпанову

Направляю Вам список функционирующих по ФЗС сектантских органи­заций с краткой их характеристикой. Список остальных организаций, требуе­мых директивой № 06I, будет выслан отдельно.

Объясняю, что при уточнении характера деятельности разрешенных орга­низаций и выявлении возможно существующих подпольно антидемократиче­ских организаций потребовалось много времени, в силу чего требуемый спи­сок не был представлен в срок, указанный Вами.

Начальник Отдела пропаганды Управления СВА

федеральной земли Саксония,
подполковник                                                                                       Ватник
[Приложение]
Секретно
Список и характеристика сектантских организаций в ФЗС

В ФЗ Саксония существуют и осуществляют свою деятельность, наряду с различными толками христианской церкви, многочисленные сектантские ор­ганизации, главным образом, христианского типа.
Активизация деятельности сект за последние месяцы характеризуется по­явлением новых организаций169, повышением количества проводимых собра­ний-богослужений и созданием новых групп. Так, в одном Дрездене зарегист­рировано проведенных сектами собраний-богослужений: октябрь - 48, но­ябрь - 97, декабрь - 170, январь (по 15-е) - 153. Учет этих богослужений ведется полицией, дающей разрешение на проведение каждого отдельного со­брания и временами контролирующей самый ход собраний-богослужений.

1. Наиболее активной и по всем поступающим данным наиболее политиче­ски вредной является деятельность секты «Свидетели Иеговы» («Общество исследователей Библии»), имеющей в Дрездене 12 групп, около 1200 членов и проведшей в декабре 53 собрания, т.е. больше, чем каждая из буржуазных партий в отдельности. После проведенного в Лейпциге 5 декабря прошлого года «Конгресса», эта секта буквально обнаглела и пытается расширить зна­чительно рамки своей деятельности, ориентируясь, главным образом, на про­ведение многочисленных, хорошо подготовленных и хорошо посещаемых собраний, но не свертывает и индивидуальной работы в квартирах. Темы заре­гистрированных за последнее время докладов-проповедей: «Творение», «Библия, твое слово - правда», «Сегодняшние события в свете пророческих высказываний», «Старый и новый мир», «Почему допущены страдания ми­ра», «Христиане в пещи огненной» и т.д.

Все выступления «Свидетелей» носят явно выраженный политический ха­рактер. Они активно направлены против католической церкви и нацизма, но одновременно рассматривают всякую государственную власть как орудие са­таны, против которого надо бороться.

Большей частью, особенно на широких собраниях, они очень осторож­ны в своих формулировках. На собрании 22 сентября 1946 г., проведенном в речной купальне старого ХемницаI, докладчик прямо заявил: «Находя­щиеся здесь «подслушивающие», можете записать в свой блокнот, что мы будем очень осторожны и не будем давать никакого повода к принятию против нас мер».

Одновременно затрагиваются и сравниваются с библейскими изречения­ми и пророчествами все текущие политические события, и ведется пропаган­да против всех политических партий и всякого участия в политике - вплоть до призыва портить бюллетени при выборах в местные органы власти (Цвик-кау). Так как центральным пунктом проповеди является утверждение близко­го светопреставления и установления «царства божьего» («уже при жизни данного поколения»), то всякая восстановительная работа рассматривается как бесцельное, а атомная бомба преподносится как орудие мировой катаст­рофы, т.е. как положительный фактор (Дрезден, Хемниц). На прямой вопрос слушателей о дате конца мира, отвечают: «Неопределенно, но чем скорее, тем лучше, хоть завтра» (Дрезден). Вот характерная форма их проповеди: «В этом году снова будет Рождество, но уже в прошлом году оно было плохим, причем я еще тогда Вам сказал: "Подождите следующего Рождества, как оно будет выглядеть? Не прав ли я был тогда?... Следующий год будет еще хуже"». То­гда другой член секты заявляет: «Чем хуже, тем лучше - это ускоряет гибель старого мира и приход царства Иеговы».

Собрания «Свидетелей» часто многочисленны - до 1000 и более человек, но, как правило, 200-300. Большинство приходит из любопытства - притяги­вает острота постановки вопроса «Свидетелями».

Считаю, что создание для этой секты привилегированного положения (официальное допущение при запрещении других) может привести к крайне нежелательным последствиям; запрещение ее во времена гитлеризма само по себе еще не является основанием для создания этого положения, т.к. запреще­ны были и многие другие секты (например, «Пастух и стадо», «Христианская наука») и прочие.

2.       Мормоны. Имеются в Дрездене (среди них много бывших фашистов), в Носсене, Лейпциге и районе Цвиккау и пр. Самоназвание секты «Святая цер­ковь последних дней». Подробности об их деятельности неизвестны.

3.       «Пастух и стадо». Секта христианского толка, основанная в январе 1894 г. в Мееране (район Глаухау Хемницкого округа) Августом Хайном (умер в 1927 г.). Сейчас центром секты продолжает оставаться Мееране, где проживает ее теперешний глава Карл Хайн, проводящий дважды в месяц в отеле «Хертель» собрания, на которых присутствует обычно 100-120 чел.. Приезд 80 чел. из Лейпцига и ряда сектантов из Хемница и других городов ФЗС и богослужение 23 ноября 1946 г. послужили поводом к аресту Мееран-ского и Лейпцигского (Пауль Тиме) руководителей и хозяина помещения. Собрания в Мееране и Цвиккау, о которых имеются сведения, носили доволь­но безобидный, чисто религиозный характер. При Гитлере секта была запре­щена. Сейчас группы имеются в ФЗС, Тюрингии и Баварии, причем между ними готовится обмен письмами. Количество членов секты в Советской зоне оценивается в 3500-5000. В американской зоне - местная группа в Рехау. Лейпцигская группа насчитывает 400 членов и охватывает Лейпциг, Леснитц, Вурцен, Цорбиг. Собрания ее проводятся еженедельно в доме № 4 по Крамер-штрассе. Кроме того, имеются группы в Иене (Отто Тёре), Хемнице (Пауль Линке), Роттендорфе (Рихард Шульце), Плауэне (Вальтер Шмидт), Тере (Ланс Пфайфер), Дрездене (Март Шуберт), Майссене (Альберт Флемминг). Всего 12 групп.

4.   «Христианская наука» («Здоровье и наука») имеет влияние среди ин­
теллигенции. Центр секты - город Бостон. В Дрездене имеется 400-500 чле­
нов, руководители Петерсдорф и Елизавета Шульц. Собрания по средам и
воскресеньям еженедельно. В Хемнице - также. Выступают Филипс Арнольд
и Глезер, председатель Фриц Фляйшман. По заявлению гражданки Кайзер,
активным участником этих лекций и лицом, хлопотавшим об их разрешении,
был якобы бывший голландский посол в Германии - Рамбонец.

Темы лекций: «Бог», «Жизнь», «Правда», «Любовь» - присылаются из Бостона. Сейчас сделана попытка организаций лекций в Глаухау (Эльза Дан-напель). На запрос последней из берлинского центра (Вильмерсдорф, Нассау-ишештрассе, 42, тел.: 32-33-67 - Зипен) получен приветI о свободной дея­тельности секты в Советской зоне оккупации в Берлине.

Секта была распущена в 1941 г. Начало ее деятельности около 20 лет на­зад. Учение ее изложено в книге американки Мэри Эдди. Книга считается священной и непогрешимой. Учение сводится к тому, что болезней и смерти фактически нет, и что правильным направлением мыслей человек сам может исцеляться. На собраниях демонстрируются подобные «самоисцеленные».

5.        «Свободная религиозная община» или «Общество немецкой народной религии» было организовано в Лейпциге 29 августа 1937 г. на собрании под председательством профессора Лейпцигского университета д-ра Эрнста Бергманн, книготорговца Карла Нетер и капитана в отставке Франкиуса. Это была типичная прогитлеровская националистическая религиозная орга­низация - одна из тех, что создавалась в то время в противовес христиан­ской церкви. Год тому назад Карлом Петером в Лейпциге и Максом Зебе-ром в Дрездене были сделаны попытки возобновления деятельности «обще­ства», причем «в духе времени» оно было прекращеноII в почти атеистический цвет и ставила задачей «пропаганду идей Людвига Фейерба­ха170». Попытка эта была нами отклонена. 12 декабря 1946 г. в Дрездене без нашей санкции состоялось организационное собрание этой секты, на кото­ром присутствовало 68 чел. и был избран «совет старейших» во главе с Мак­сом Зебером.

6.        «Армия спасения» - попытки деятельности имели место в Хемнице, Цвиккау и Дрездене. В Хемнице последователей секты насчитывается до 65 чел. Возглавлял ее Пауль Адам. Деятельность ее пресекается администра­тивными мерами.

7.      «Баптисты» и «Адвентисты 7-го дня» имеются главным образом в круп­ных городах, немногочисленны, влиянием не пользуются.

8.      «Новоапостольская община» существует в Радеберге, Майссене, Вильс-друфф, Цвиккау и других местах. Подробностей о ее деятельности нет.

9.      «Евангелическая свободная церковь» (Майссен, Вайнбола), «Новый Се-лоем»I (Цвиккау), «Старые лютеране» (Цвиккау), «Лоренцианцы»171 (Хем-ницкий округ), «Бетаниен», или «Троицына община»172 (г. Дрезден), извест­ны только по имени, подробностей о них нет.

Кроме того, в Дрездене действуют:

10.        Немецкий «Орден добрых храмовников»173, около 200 чел. Главная за­дача их - борьба с алкоголизмом, руководитель Макс Анитц.

11.        «Свободная библейская община», выделившаяся из состава «Свидете­лей Иеговы» самостоятельная секта, отрицающая увлечение «Свидетелями» политическими вопросами. Насчитывается 600 чел., провела в декабре 23 соб­рания, во главе стоит Альфред Циммер.

12.        «Церковь государства господа Бога», руководитель Роберт Боргес, соб­рания проводятся дважды в неделю, цель - установление на земле царства божьего путем нравственного самоусовершенствования людей.

13.        «Масоны»174. Масоны насчитывают в ФЗС 34 ложи, из которых 4 в Дрездене (около 400 членов), масоновII - члены ЛДП и ХДС. Известно толь­ко об организационном собрании в марте прошлого года. По-видимому, соби­раются нелегально, на квартирах, т.к. группы небольшие.

В течение прошлого года была попытка организации религиозного обще­ства «Всеобщая религия» с примыкающей к нему политической организацией «Орден арийцев» (Лейпциг), а также возобновления «Международного тео­софического братства» («Теософическое общество в Германии175»). Обе по­пытки были нами отклонены. Установлено, что теософическое общество под­польно существует. Не исключена возможность подпольной деятельности и первой организации, а также и других, пока вообще неизвестных.
Прошу ваших специальных указаний о допущении или запрещении даль­нейшей деятельности перечисленных сект. Повторяю, что создание особогоIII положения для «Свидетелей Иеговы» считаю нерациональным. С другой сто­роны и огульное запрещение всех сект принципиально было бы неверным и вызовет неблагоприятный отклик. Дифференцированный же подход к ним требует их специального, внимательного изучения, что невозможно без особо­го занимающегося религией работника в Отделе. Одновременно прошу дать исчерпывающие указания о допустимых формах деятельности евангеличе­ской и католической церквей вне общих богослужений (работа с женщинами, молодежью, организации «Внутренней миссии») и т.д.

Начальник Отдела пропаганды Управления СВА ФЗС,
подполковник                                                                                       Ватник

ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 190. Л. 67-73. Подлинник.



6.15. Донесение начальника отделения информации УВК города
и уезда Дрезден А.А.Пяткина начальнику Отдела информации СВА земли Саксония Н.А.Кузьминову о деятельности секты «Свидетели Иеговы» в г. Дрездене
5 января 1948 г.
Секретно
№ 03

Начальнику Отдела информации СВА ЗС,
подполковнику т. Кузьминову

Настоящим доношу о предстоящем созыве религиозной сектой «Свидете­ли Иеговы» провинциальной конференции в период между 23-25 января 1948 г., против созыва который в городе Дрезден мы возражаем исходя из сле­дующих соображений.

Эта секта имеет в городе 21 группу, объединяющую 3000 постоянных чле­нов, и в уезде - 18 групп. Рост влияния этой секты в городе характеризуется неуклонным ростом проводимых ею собраний, что можно видеть из следую­щей таблицы.

Январь
1947 г.
59
Февраль
«
48
Март
«
49
Апрель
«
56
Май
«
58
Июнь
«
57
Июль
«
64
Август
«
79
Сентябрь
«
88
Октябрь
«
90
Ноябрь
«
99I
Декабрь
«
113II

Четвертая часть проводимых в городе собраний религиозных сект прихо­дится на долю «Свидетелей Иеговы». Каждое собрание этой секты носит не только отвлеченно-религиозный, но и политический характер. Самые темы докладов рассчитаны на то, чтобы заинтересовать, заинтриговать слушателей, как, например: «Почему допущены страдания в мире», «Правда сделает вас свободным», «Старый и новый мир», «Христиане в огненной печи», «Кто та­кая библейская проститутка» и т.д.

Отношение «Свидетелей Иеговы» к общественной жизни резко отрица­тельное. Они отрицают государство, военную службу, политическую жизнь, считая, что изменение существующих условий жизни достижимо только путем вмешательства БогаIII. Все это находит свое выражение в вы­сказываниях руководителей секты на собраниях. Так, на собрании 14 ок­тября 1947 г., происходившем в Бюлау (г. Дрезден), докладчик Рюбзамен подчеркнул, что все, которые поддерживают сегодняшние политические организации, стоят против Бога и будут с его пришествием низвергнуты. На съезде, происходившем в Дрездене в августе месяце, некто Клапрот вы­сказался следующим образом: «В предстоящей борьбе, в которой Бог про­явит свое могущество через посредство небесных сил, которые ничего об­щего не имеют с атомной бомбой, убитые будут лежать от полюса до полю­са. Их будет так много, что их не в состоянии будут хоронить, что их будут использовать только как навоз для удобрения». Одновременно с этим док­ладчик рисует слушателям картину будущего царства божьего, в котором жизнь будет без нужды, голода, развалины сами исчезнут, каждый будет иметь домик с садиком, прекрасные улицы будут проходить в городах и се­лах. Естественно, что пропаганда «домика с садиком» находит благодатную почву в среде последователей этой секты, в рядах которой представлены мелкая буржуазия и отсталые слои рабочего класса, не изжившие еще мел­кособственнических идеалов. Для деятельности этой секты характерной является так называемая «полевая служба» (FelddienstI), представляющая собой пропаганду на дому, когда представители этой секты путем обхода всех жителей данного квартала распространяют литературу и одновремен­но вовлекают в члены этой секты.

Насколько широких размеров достигает пропаганда на дому, подтвержда­ют следующие цифры. Так, Дрезден имеет 417 «агитаторов», если можно так выразиться, которые провели 3396 посещений на дому в течение только одно­го месяца. Во Фрайтале имеется 63 «агитатора» (514 посещений на дому), Хеллерау - 15 «агитаторов» (118 посещений на дому), Оттендорф-Окрил-ла - 18 «агитаторов» (217 посещений на дому), Поссендорф - 20 «агитато­ров» (100 посещений на дому), Радеберг - 21 «агитатор» (181 посещение на дому), Райхенберг - 24 «агитатора» (194 посещения на дому), Вайксдорф - 13 «агитаторов» (92 посещения на дому) и т.д.

Эти данные свидетельствуют о том, что руководители этой секты придают исключительное значение организации домашней пропаганды, вербовке чле­нов на дому через представителей своей секты.

На собрании, происходившем 18 декабря 1947 г. в Вайсер-ХиршII руково­дитель группы Гофман сокрушался, что в последние 3 месяца резко снизилось число агитаторов по данному участку, в подтверждение чего он привел сле­дующие данные: сентябрь - 46, октябрь - 42, ноябрь - 31. Он потребовал объяснения неудовлетворительной работы «агитаторов» и предложил им улучшить пропагандистскую работу на дому.

В этой связи нельзя не обратить внимания на порядок дня, созываемого 23-25 января съезда, где одним из основных вопросов является организация пропаганды на дому, чему посвящается в работе съезда целый день (24 янва­ря). Задача созываемого съезда состоит в подведении итогов работы за второе полугодие 1947 г., постановке задачза первое полугодие 1948 г., причем осо­бенный упор делается на так называемую «полевую службу», т.е. пропаганду на дому. Деятельность этой секты не может не привлечь нашего внимания уже только потому, что она находит поддержку у американских властей, т.к. сама является сектой американского происхождения.

Донося Вам об этом, считаем со своей стороны нецелесообразным разре­шение созыва съезда этой секты в г. Дрезден, о чем просим Вас ходатайство­вать перед вышестоящими органами.

Начальник отделения информации УВК города и уезда Дрезден,
полковник                                                                                            Пяткин

Резолюции: т. Кочетову. Я думаю, что мы должны ограничить собрания секты, тем более, что они часто носят антидемократический характер. Мы можем им предложить заниматься богослужением, но не вмешиваться в обще­ственно-политическую жизньIII. 5/I-48 г.

Использовать для донесения и запросить в Управлении информации о кон­ференцииII. 9.I/48.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 233. Л. 1-3. Подлинник.



6.16. Донесение начальника отделения информации УВК г. Дрезден М.П.Кирпичева начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония Н.А.Кузьминову о деятельности секты «Свидетели Иеговы» в г. Дрездене
29 октября 1948 г.
Секретно
№ 01059
Начальнику Отдела информации СВА ЗС,
полковнику т. Кузьминову

Истекшие 3 квартала текущего года характеризуются ростом собраний, проводимых религиозными сектами, что подтверждают следующие цифры:
«
«
«
«
«
«
собраний
Январь
1948 г.
294
Февраль
1948 г.
312
Март
1948 г.
344
Апрель
1948 г.
372
Май
1948 г.
415
Июнь
1948 г.
379
Июль
1948 г.
322
Август
1948 г.
410
Сентябрь
1948 г.
419

Итого:                              4067 собраний

За 9 месяцев 1947 г. с января по сентябрь было проведено 1854 собрания. Таким образом, количество проводимых религиозными сектами собраний за 1948 г. возросло более чем в два раза, по сравнению с прошлым годом.

По-прежнему наиболее политически опасной и идеологически вредной в со­временных условиях Германии является деятельность секты «Свидетели Иего­вы». Третья часть проводимых в городе собраний религиозных сект приходится на долю «Свидетелей Иеговы», что подтверждают нижеследующие данные:

Январь
1948 г.
103
собрания
Февраль
1948 г.
89
«
Март
1948 г.
109
«
Апрель
1948 г.
112
«
Май
1948 г.
112
«
Июнь
1948 г.
114
«
Июль
1948 г.
102
«
Август
1948 г.
101
«
Сентябрь
1948 г.
118
«

Итого:                             960 собраний,

тогда как за 9 месяцев 1947 г. было проведено лишь 558 собраний. Данная секта про­вела в течение 3 квартала 321 собрание. Так, в июле этой сектой было проведено 102 собрания, тогда как ЛДП провела лишь 50 собраний, а ХДС только 19. В августе ЛДП было проведено 45 собраний, ХДС - 16, а «Свидетели Иеговы» - 101 собра­ние. Такая же картина в сентябре месяце. Эти сравнительные данные свидетельст­вуют о росте влияния этой секты. Рост влияния этой секты в уезде Дрезден характе­ризуется ростом ее местных групп. Если в прошлом году насчитывалось 14 групп, то в текущем году организовано 14 новых групп в следующих населенных пунктах: Ра-бенау, Тарандт, Арнсдорф, Харта, Хостервитц, Кляйннаундорф, Нидерзедлиц, Оберварта, Пестервиц, Пильниц, Риппен, Зайферсдорф, Уллерсдорф, Вильшис-дорф. Сейчас эта секта имеет в уезде 28 постоянных групп.

Городская организация разделилась на пять самостоятельных групп, каж­дая из которых имеет своего отдельного руководителя, тогда как в прошлом году на весь город был один руководитель. Каждое собрание этойсекты носит не только отвлеченно-религиозный, но и политический характер. Характер­нойдля деятельности этойсекты в последнее время является пропаганда но­вой мировой войны, причем проповедники пытаются воздействовать на слу­шателейописанием ужасов предстоящейвойны с применением атомнойбом­бы, заявляя, что только последователи этойсекты найдут спасение, а потому все должны примыкать к этому движению. Проповедники сравнивают, как правило, текущие политические события с событиями, описанными в Биб­лии, проводят между ними аналогию. Деятельность этойсекты носит в по­следнее время ярко выраженныйполитический характер, подтверждением че­му служат нижеследующие примеры, представляющие стенографические за­писи проводимых ими библейских собраний. Так, на одном из собраний, происходившем в Бюлау, докладчик привел содержание однойиз глав Биб­лии, имеющей, как он сказал, отношение к современности, где говорится, «что на земле будет притеснение среди народов. Народные массы будут в состоя­нии беспокойства. Народы будут стоять против народов». Затем он добавил, что это мы видим и сопереживаем в наши дни. Проповедник Эрнст Пиецко в речи, обращеннойк слушателям, сказал, что двух атомных бомб, каждая ве­сом пять фунтов, достаточно для уничтожения 170 тыс. человек. Далее он на­рисовал картину ужасов третьеймировой войны, говоря, что земля будет по­крыта трупами, в том числе и трупами последователейИеговы, но последние, после спасения их Иеговой, станут бессмертными.

Проповедник Либиг (старыйгород) рассказывал слушателям о третьей мировойвойне, которая будет еще ужаснее, чем прошлая, благодаря примене­нию атомного оружия, сравнил современное общество с ярмарочным балага­ном, на это сравнение слушатели реагировали репликой, что жизнь в восточ­нойзоне как раз можно характеризовать, как ярмарочныйбалаган. Докладчик на это ответил, что «Свидетели Иеговы» не должны вмешиваться в политиче­скую борьбу. Проповедник центрального правления этойсекты Адлер посвя­тил свойдоклад современным политическим событиям, рассматривая их как предвестников недалекого конца мира. Далее, он сказал, что «Свидетели при­званы предостеречь человечество от третьеймировой войны. Изготовление атомнойбомбы и бактерийозначает, что не 35 миллионов людейбудет унич­тожено, как это было в последнейвойне, а 350 миллионов. Много говорят те­перь о мире. На плакатах мы читаем: "Борись за мир". Мы, Свидетели Иего­вы, призываем: "Держи мир". Мы являемся подданными того или иного пра­вительства, но нельзя от нас требовать того, что не отвечает нашим убеждениям, мы не плутуем в труде, каждыйдолжен делать то, что он хочет, иначе нет демократии, а только диктатура». Последняя фраза была восприня­та слушателями аплодисментами.

На собрании, происходившем в одном из районов города (Лобтау), некий Фогель (в прошлом член КПГ) выступил против организации Объединенных Наций179 в следующейформе: «Союз народов, зверь ужаса, после 1933 г. ис­чез, возродившись снова теперь в образе Организации Объединенных Наций». Затем, он подчеркнул, что к преследователям Свидетелей относятся ре­лигия в образе церкви и политика в образе партии. Далее, он сказал, что «Вильгельм КененI утверждает, что мы, "Свидетели Иеговы", находимся на службе у Америки и ведем здесь шпионскую деятельность. Это неправда. Мы также отбрасываем политику Трумэна».

На собрании в районе Блазевиц, происходившем 27 сентября, некий Шпенглер заявил, что распространению их учения или, как он выразился, распространению слова правды Евангелия препятствует, с одной стороны, католическая церковь, и, с другой стороны, безбожный коммунизм, который господствует в странах народ­ной демократии, несмотря на наличие в этих странах католической церкви.

Благодаря вмешательству Георга Бэра (одного из городских руководите­лей) начавшаяся дискуссия была направлена в религиозное русло.

Все это свидетельствует о том, насколько политически вредной является деятельность этой секты, объективно направленная против всех демократиче­ских мероприятий, проводимых в нашей зоне. Достаточно напомнить их отри­цательное отношение к движению народных конгрессов, народному опросу180, денежной реформе, о чем мы в свое время сообщали специальным донесением.

Для деятельности этой секты характерной является так называемая «поле­вая служба», представляющая собой пропаганду на дому, когда представите­ли этой секты путем обхода всех жителей данного квартала распространяют литературу и одновременно вовлекают в члены своей секты. Пропаганда на дому по-прежнему систематически проводится этой сектой.

Так, на собрании от 14 октября (район Лаубегаст), на котором присутство­вало 140 чел., Георг Бэр познакомил собравшихся с организационным планом центрального правления этой секты (г. Магдебург) и потребовал, чтобы груп­пы в 4-6 чел. не менее 4 раз в месяц посещали бы определенную группу домов с целью вовлечения широких масс населения в ряды этой секты. На другом собрании, происходившем 23 сентября 1948 г. (присутствовало 120 чел.) Шпенглер, инструктируя так называемых «агитаторов» на дому, говорил, что «не надо агитировать в трамвае, на улицах и площадях, а следует ходить от дома к дому, только так мы добьемся успеха».

В результате обмена опытом было предложено, чтобы по домам ходили вдвоем, так как это дает лучшие результаты. Руководители этой секты не ог­раничиваются обычным инструктажем, а прибегают к демонстрации на сцене перед «агитаторами», как следует проводить пропаганду на дому. В таких слу­чаях, один из проповедников играет роль «агитатора», а другие изображают членов семьи квартиры, куда пришел «Свидетель Иеговы». Каждому из «аги­таторов» на дому вручается карточка, на которой он пишет название улицы, номер дома и фамилию жильца, которого он посетил, а также отмечает (ус­ловными сокращениями), как реагировал данный гражданин на пропаганду и получил ли он литературу для чтения.
«Свидетели Иеговы» вовлекают в свои ряды и учащихся школ. Так, на од­ном из собраний в сентябре месяце некий Беме с удовлетворением констати­ровал, что на собраниях все чаще появляются дети школьного возраста.

Все это лишний раз подтверждает, что руководители этой секты придают исключительное значение организации домашней пропаганды, вербовки чле­нов на дому через представителей своей секты. Деятельность этой секты находит поддержку у американских властей, члены этой секты получают матери­альную помощь из Америки, что используется в качестве приманки при вер­бовке новых членов. Достаточно сказать, что все члены этой секты, например, в г. Дрездене получили обувь, а также другие предметы домашнего обихода. Во второй половине августа Георг Бэр сообщил, что обувь поступила из Америки и что все, нуждающиеся в ней, ее получат. Один из популярных среди «Свиде­телей» города проповедник Либиг сказал, что наши противники утверждают, что мы являемся американской организацией, так как центр этой секты нахо­дится в Нью-Йорке. И далее он подчеркнул, что Америка выбрана самим Иего­вой, так как это единственная страна, которая оказалась нетронутой, пощажен­ной в результате последней мировой войны. Таким образом, сами руководите­ли этой секты не отрицают своей духовной и материальной связи с Америкой. Представитель центрального правления Советской зоны Адлер (из Магдебур­га) сообщил, что в американской зоне в г. Висбадене создан второй центр по руководству этой секты, причем с самостоятельной типографией, что облегчит печатание и распространение пропагандистской литературы.

На основании всего вышеизложенного считаем со своей стороны целесо­образным если неI запрещение, то ограничениеII деятельности этой секты, члены которой показали себя в роли поджигателей новой войны (пропаганда новой войны является основной темой их собраний), в роли американской агентуры, смыкаясь с международной реакцией в своей ненависти к новой де­мократической Германии.

Начальник отделения информации УВК города Дрезден,
майор                                                                                              Кирпичев

Резолюция: К[апита]ну Песикову для принятия мер и доклада. Н.Кузьминов. 2.11.48.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 235. Л. 97-101. Подлинник.



6.19. Донесение начальника отделения информации УВК
г. Лейпциг И.И.Дырды начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония В.А.Крюкову о деятельности секты «Свидетели Иеговы»
30 мая 1949 г.
Секретно
г. Лейпциг
№ 0278

Начальнику Отдела информации УСВА земли Саксония

В городе имеется четыре самостоятельных группы, объединяющие верую­щих участников секты. Религиозная организация «Свидетелей Иеговы» официального членства не имеет, активно посещающих мероприятия секты на­считывается до 1000 чел.

Отдельные группы секты возглавляют:

1.       Эрих Роланд, рождения 1891 г., беспартийный, член ФФН182 (группа Лейпциг, Юго-запад). Группа имеет 8 подгрупп.

2.       Эвальд Арнольд, беспартийный. Член ФФН (группа Лейпциг, северо-вос­ток). Группа насчитывает 5 подгрупп. Арнольд год тому назад был приговорен к 1000 марок штрафа за проведение неразрешенного комендатуройсобрания.

3.       Вальтер Аксе, беспартийный, член ФФН (группа Лейпциг, северо-за­пад). Группа насчитывает 7 подгрупп.

4.       Оскар СтольцельI, беспартийный (Лейпциг, юго-восток). В группе 4 под­группы.
В подгруппах еженедельно проводятся занятия-богослужения. Занятия посещается кругом людейв 20-30 чел.

Секта ежемесячно получает около 200 экз. журнала «Вахттурм»II из Ма­гдебурга. Месяц тому назад получена книга «Годвархавтиг»III - 100 экз. Газе­та и книга распределяются бесплатно для наиболее фанатичных сектантов. Руководители групп подчиняются непосредственно Магдебургу.

В 1945 г. в секте произошел раскол, в результате которого откололась группа, назвавшая себя «Бибельлергемайншафт»IV. Раскол произошел в ре­зультате разногласийв толковании различных пунктов Библии. Отколовшая­ся группа является не столь фанатичной, как сама секта. Средства для оплаты помещений, где происходят богослужения, по утверждению руководителей секты уплачиваются за счет добровольных взносов верующих. Добровольные взносы составляют около 600 марок в месяц.

Большая часть членов секты принадлежит к трудящейся части населения (рабочие, ремесленники, домохозяйки).

Действия секты, убеждения которой сводятся к догме о наступлении кон­ца света, являются безусловно вредными, т.к. пропаганда секты тормозит де­мократическое восстановление Германии и направляет определенную часть населения в мистическийомут, что безусловно способствует интересам экс­плуататорских элементовV.

Прогрессивная часть населения возмущена поведением секты, в частности, ее отрицательным отношением к выборам в 3-йНародныйконгресс.

В отделение поступили заявления окружного правления «Культурбунда» и отдельных граждан города с требованием прекращения дальнейшей дея­тельности секты, направленнойво вред демократизации страны.

Нужно отметить, что, как правило, когда органами Советскойвоенной администрации и немецкойполицией акцентировалось внимание на дея­тельность секты, собрания секты посещались большим кругом интересую­щихся и, наоборот, в тех случаях, когда комендатура и полиция не обращали внимания на секту, посещаемость богослуженийи интерес к ним у населе­ния понижался.

Приложение: заявления немецких организаций и отдельных граждан с просьбой о прекращении деятельности секты на 7 листах, только адресатуI.

Начальник отделения информации
в[оенной] комендатуры г. Лейпциг,
подполковник                                                                                        Дырда

Резолюция: Тов. Рудакову. Необходимо принимать контрмеры, чтобы пре­сечь их активность. 2/VI. Крюков.

Помета: Исполнено. Изъято приложение на 7 листах для пересылки в Управление] информации.
ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 256. Л. 119-120. Подлинник.



6.20. Донесение начальника Отдела информации УСВА земли
Саксония В.А.Крюкова начальнику Управления информации СВАГ С.И.Тюльпанову о деятельности секты «Свидетели Иеговы» в земле Саксония
29 июня 1949 г.
Секретно
Начальнику Управления информации СВАГ, генерал-майору т. Тюльпанову

Согласно официальным данным центрального руководства секты «Свиде­тели Иеговы» в г. Магдебурге в настоящее время в земле Саксония имеется около 140 тыс. приверженцев секты.

Саксония разделена на 12 церковных округов секты «Свидетели Иеговы». Каждый округ объединяет 15-25 приходов. Приход создается в общине. Все­го в Саксонии 231 приход. Структурное деление секты на церковные округа не соответствует административному делению земли: разные приходы (общи­ны) одного и того же района земли входят в разные церковные округа секты. Во главе церковного округа стоит окружной проповедник, во главе прихода - проповедник.

В приходах секты каждую неделю от одного до трех раз происходят бого­служения. Богослужение проводится или в специально арендуемых для этой цели помещениях (локалях), или на квартирах приверженцев секты. На каж­дое богослужение приходит обычно от 40 до 120 чел. Отдельные богослуже­ния в крупных городах привлекают до 300 посетителей.

Каждые 2 раза в год проводятся окружные богослужения, которые длятся 3 дня. На окружные богослужения прибывают 500-600 приверженцев секты из разных районов земли. Обязательными участниками таких богослужений являются представители из Магдебурга.

Большое место в деятельности секты занимает миссионерская работа. «Аги­таторы» секты ходят из дома в дом и пропагандируют среди жителей основные догмы своей веры. Для систематического проведения домашней агитации создаются группы по 7-8 чел. во главе с так называемым провозвестником. Каж­дая такая группа ведет учет проведенных на дому посещений с целью вовлече­ния новых членов в ряды секты. «Агитатору» на дому вручается карточка, на которой он пишет название улицы, номер дома и фамилию жильца, которого он посетил, а также отмечает, как реагировал тот или иной житель на пропаган­ду. Каждый такой «агитатор» обязан в течение месяца сделать около 12 посе­щений жителей. После 4 посещений одного и того же лица «агитатору» разре­шается занести его в карточку; предполагается, что это лицо вступило в веру «Свидетелей Иеговы». Домашняя агитация достигает очень широких размеров. Так, в районе Нойштадт г. Дрездена насчитывается 138 «агитаторов», которые в течение одного месяца посвятили пропаганде на дому 1789 часов. Однако ру­ководитель этой группы Зигфрид Ликинт считал это недостаточным, так как в предыдущем месяце было проведено на 600 часов больше.

Полное невмешательство в политическую жизнь страны является одним из основных принципов секты «Свидетели Иеговы». По мнению руководите­лей секты, это является важным критерием истинности веры, отличающим «Свидетелей Иеговы» от других церквей, «засоренных политикой». Фор­мально «Свидетели Иеговы» соблюдают это правило: руководство секты ни­когда не высказывало публично своего отношения к основным политическим и экономическим проблемам послевоенной Германии; приверженцы секты не принимают участия ни в одной политической или хозяйственной кампании.

Однако на деле в практике деятельности отдельных представителей секты вырисовывается истинный смысл заявлений о невмешательстве в политику. Отказываясь от поддержки демократических преобразований, проведенных в Советской зоне оккупации Германии, не принимая участия в политических кампаниях, проводимых прогрессивными силами страны с целью достижения единства Германии и скорейшего заключения справедливого мира - сектан­ты в то же время агитируют других следовать их примеру. Эта агитация про­водится в завуалированной форме, под прикрытием библейских цитат и сло­ва божьего и направлена на то, чтобы отвлечь немцев от активного участия в демократическом строительстве, сделать из них фанатиков, верующих в воз­никновение нового мира, где все будут жить хорошо. Проповедники секты го­ворят, что современный мир несовершенен, что приближается конец людской власти на земле; нет никакого смысла заниматься восстановлением и развити­ем хозяйства и борьбой за единство Германии, так как бог Иегова устроит мир по-своему.

Особенно ярко это выразилось в период подготовки к выборам в 3-й На­родный конгресс.

На богослужении в городе Планиц (район Цвиккау) в мае месяце пропо­ведник Эрих Шульц заявил:
«Я в воскресенье не пойду голосовать. Нам приходится только один раз выбирать, и мы избрали Иегову... Старый мир будет уничтожен и будет по­строен новый мир, мир Иеговы».

Проповедник Фриц Пелениг говорил жителям деревни Клиппен (район Пирна):

«Иегова запретил голосовать в Народный конгресс, так как это противоре­чит его законам. Единства и мира никогда не будет без участия Иеговы».

Работник правления профсоюзов района Каменц Буш пишет:

«Пропагандисты "Свидетелей Иеговы" ходили из дома в дом и рассказы­вали трудящимся, что только Иегова может определить, когда будет восстановлено единство Германии. Поэтому выборы в Народный конгресс не имеют смысла».

Фрау Хульда БайерI (община Айзиндель, район Хемниц) 16 маясообщила, что ее в воскресенье посетила женщина, назвавшаясебя«Свидетельницей Ие­говы» и сказала, что никакого улучшенияв Советской зоне ожидать нельзя, что надо надеяться только на Иегову. Женщина обещала фрау Байер оказать мате­риальную помощь, если она будет посещать собраниясекты и не примет уча­стияв голосовании, а уж если пойдет на участок, то проголосует «нет».

В г. Хемниц проживает член секты, некий Рихтер, имеющий старую мать, котораясама не могла дойти до избирательного участка. 16 маячлены избира­тельной комиссии прибыли к ним на квартиру с урной дляголосования. Ко­гда Рихтер увидел, что его мать проголосовала «Да», он вырвал у нее бюлле­тень и порвал его.

8  г. Каменц накануне выборов у многих жителей в ящиках для писем поя­
вились записки: «"Свидетель Иеговы", отдай и ты свое "Нет!"»

На богослужении секты, происходившем 17 маяв г. Дрездене, проповед­ник Ливиг коснулсяв своей проповеди итогов прошедших выборов в Народ­ный конгресс. При этом он сказал:

«Во времена императора Вильгельма, когда последний начал войну, люди кричали "Да", в 1933 г. они не столько кричали, сколько рычали "Да". В 1949 г. люди снова делают то же самое».

Все эти и многочисленные другие факты периода выборов в Народный конгресс свидетельствуют о том, что секта «Свидетелей Иеговы» активно ра­ботает на стороне антинациональных элементов немецкого народа.

Некоторые высказывания проповедников секты являются прямым отра­жением той истерической пропаганды новой войны, котораяхарактерна для стран англо-американского блока.

28 февраля, во время проповеди в ресторане «Хирш» (г. Хемниц), пропо­ведник Шуберт заявил:
«Библейского потопа уже не будет, но человечество за свои грехи будет уничтожено атомной энергией».
14 мая, накануне выборов в Народный конгресс, окружной проповедник Герман Доминке сказал во времябогослуженияв г. Хемниц:

«Война неизбежна. Война необходима длятого, чтобы в живых остались только лучшие люди. Сильные мира сего сидят за столом и говорят о войне и, фактически, эту войну готовят».

9  апреляв г. Пирна состоялось богослужение местного прихода «Свидете­
лей Иеговы», на котором выступил с проповедью Рудольф Гирбрих. Он заявил:

«Иегова стоит за войну, но за такую войну, после которой будет вечный мир. Это будет война против тех, кто выступает против Иеговы, кто запрещает нам проводить мероприятия по воле Иеговы. Это будет война против тех, кто сеет беспокойство на земле, т.е. против тех, кто разжигает классовую борьбу».

Проповедник прихода Горнсдорф (район Хемниц) Эмиль Герлах написал письмо в местный комитет «Народной солидарности». В этом письме он пи­шет, что задача «Свидетелей Иеговы» - построить такое общество на земле, которым будет править выделенный богом король; под руководством этого фюрера такое общество будет установлено во всем мире. Герлах заканчивает свое письмо следующими словами: «Мы призываем всех людей, имеющих хорошую совесть, бороться вместе с нами за образование нового общества. Мы выступаем против господства сата­ны с его нетерпимыми организациями и системой политической и религиоз­ной диктатуры».

Эти высказывания логически перекликаются с выступлениями англо-аме­риканских поджигателей новой мировой войны. Если учесть, что междуна­родное руководство секты «Свидетели Иеговы» находится в Бруклине (Нью-Йорк) и что «Свидетели Иеговы» в Германии периодически получают мате­риальную помощь (в виде посылок) из Америки, то эту связь нельзя назвать случайной.

Кроме того, высказывания некоторых проповедников секты были направ­лены против Советских оккупационных властей. Так, 15 мая на богослуже­нии в общине Эрика (район Хойерсверда) проповедник Штрангфельд, при­зывая присутствующих не принимать участия в голосовании, заявил:

«Политика Восточной зоны никому не нужна, ее надо устранить и это сде­лает бог Иегова».

Окружной проповедник Герман Доминке на запрещенном комендатурой собрании «Свидетелей Иеговы» в г. Дебельн 27 мая 1949 г. заявил:

«Из-за своих религиозных убеждений я признаю только законы бога Иего­вы и те законы земли, которые не противоречат законам божьим. На приказы СВАГ я не буду обращать внимание, если они направлены против божьих за­поведей».

Аналогичное заявление сделал там же проповедник города Дебельн Иоган­нес Егер.

Пропагандируя среди населения Библию, проповедники секты подчерки­вают в ней именно те места, которые более всего устрашают слушателей, вы­зывают у них неуверенность в сегодняшнем дне и страх за будущее. Некото­рые пространные и часто далекие от истинного смысла толкования Библии вызывают далеко идущие последствия. Так, на богослужении в г. Бишофсвер-де (район Баутцен) 15 мая 1949 г. проповедник долго и подробно говорил о том, что:

«Дети, женщины, мужчины вскоре будут уничтожены богом. В живых ос­танутся только те, которые принадлежат к нам, "Свидетелям Иеговы". Мы должны богу в этом помочь».

Сектанты стали на деле осуществлять указания, полученные на собрании. 24 мая в 5 часов утра сектант деревни Бельмсдорф (близ Бишофсверды) Фриц Лебельт зверски убил свою жену, нанеся ей кухонным ножом несколь­ко десятков ран. Его две 15-летние дочери избегли той же участи только бла­годаря быстрому бегству. После убийства жены, Лебельт подошел к окну и обратился с краткой проповедью к толпе, собравшейся на крик его жены и до­черей: «Время пришло. Я свою любимую жену принес в жертву. Семена всхо­дят и вы, собаки, должны в это верить. Убийство неверующих в Иегову явля­ется теперь священным делом». После этого он, с молотом и ножом в руках, бросился на толпу, но был арестован подоспевшей полицией. Расследование подтвердило, что Лебельт был убежденным приверженцем секты «Свидетели Иеговы» и что убийство жены, отказавшейся вступить в секту, является след­ствием его религиозного фанатизма.

Последовавшие события показали, насколько было велико возмущение населения. На улицах Бишофсверды появились нелегальные листовки, кото­рые гласили: «"Свидетели Иеговы" осуществляют свои зверские планы уничтожения людей на земле. Жители Бишофсверды, будем ли мы терпеть это дальше? Се­годня "Свидетели" убивают своих жен, а завтра начнут убивать нас. Доволь­но! Мы требуем роспуска этой бандитской секты».

Через несколько дней после этого население забросало камнями окна локаля в деревне Демиц-Тумиц, где происходило богослужение «Свидете­лей Иеговы». В районе состоялось ряд собраний, на которых выносились резолюции с требованием запрещения этой секты. Центральное руково­дство секты, обеспокоенное падением авторитета секты далеко за предела­ми района Баутцен в связи с убийством и желая смягчить впечатление от этого факта, направило 12 июня в г. Бишофсверда и в деревню Бельмс-дорф большую группу (около 350) своих лучших пропагандистов из Дрез­дена, Герлица, Баутцена и других мест, для соответствующей обработки на­селения. Население встретило этих нежданных гостей очень враждебно. Их выгоняли из квартир жителей, говоря: «Пошли прочь, убийцы!» Некото­рых и пропагандистов встречали кольями, многих облили холодной водой. Когда «Свидетели Иеговы» попытались собрать митинг на базарной пло­щади, то население потребовало, чтобы они разошлись. Когда сектанты воспротивились этому, население стало разгонять их силой. Завязалась драка, которая была прекращена только благодаря вмешательству полиции. Пропагандисты вынуждены были уехать. Полицейская охрана, которую они потребовали для сопровождения их на вокзал, спасла их от дальней­шей расправы со стороны жителей.

Полицейское управление района Баутцен запретило деятельность секты «Свидетели Иеговы» в районе.

Немецкие органы самоуправления и районные военные комендатуры по­лучают многочисленные письма от общественных организаций и отдельных жителей, в которых выражается протест против религиозного одурманивания и антидемократической пропаганды, проводимой сектой «Свидетели Иего­вы». Так, жители района Гроссенхайн пишут:

Оскар Рихтер: «...Я категорически выступаю против этой секты. Слишком часто приходится мне перед носом у их проповедников закрывать двери моей квартиры. Каждый раз я их предупреждаю, чтобы они больше не приходили, но они приходят снова. И это каждую неделю...»

Пауль Шуберт: «...За распространение слухов о конце света и перемене власти, за одурманивание населения секта "Свидетели Иеговы" становится невыносимой...»

Фрау Глясберг: «...Члены секты своим хождением по квартирам нарушают покой населения. Когда им не открывают, они стучатся и часами стоят у две­рей. Их методы вербовки переходят все грани демократического порядка...»

Фрау Урбах: «...Пора запретить подкупкуI людей продуктами из Америки. Использовать недостаток питания в эгоистических целях секты - это просто преступление. А еще говорят, что они верят в бога...»

Фрау Хартиг: «...Секта использует женщин и переселенцев для вербовки новых членов... Говорить о вере в бога и подкупать подарками из Америки! Нет, это уж слишком нагло».

Возмущенное население требует запрещения деятельности секты «Свиде­тели Иеговы».
Вывод:
За последнее время религиозная секта «Свидетели Иеговы» расширила сферу своей деятельности и распространила свое влияние на значительную часть населения, особенно женщин и переселенцев. Своей религиозной про­пагандой секта старается отвлечь население от активного участия в хозяйст­венной и политической жизни страны. Под видом библейских догм проповед­ники секты агитируют население против антифашистско-демократического порядка, установленного в Советской зоне оккупации Германии, настраивают население против партий и общественных организаций, борющихся за еди­ную Германию и за мир во все мире.

Такого рода деятельность секты особенно опасна потому, что она прово­дится, главным образом, через миссионерскую работу, путем индивидуальной обработки жителей на дому, что меньше всего поддается контролю со сторо­ны отделений информации и немецкой народной полиции.

Для ограничения деятельности секты и подготовки условий для запреще­ния ее, считаю необходимым:

запретить миссионерскую работу секты, т.е. хождение пропагандистов из дома в дом для вербовки новых приверженцев секты;

не допускать проведения окружных богослужений «Свидетелей Иеговы»;

запретить полиции проводить регистрацию новых групп секты в тех общи­нах, которые ранее не имели своей организации секты;

добиться исключения сектантов из «Объединения лиц, преследовавшихся нацистским режимом» и лишения их звания «Жертва фашизма».

Приложение: Резолюции и письма населения и общественных организа­ций, донесения полиции и сообщения органов местного самоуправления, ма­териалы «Баутценского убийства» - на 89 листах, только адресатуI.

Начальник Отдела информации Управления СВА земли Саксония,
подполковник                                                                                       Крюков

ГА РФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 256. Л. 134-141. Подлинник.


Государственный архив Российской Федерации - ГАРФ - Раздел 6


Комментариев нет:

Отправить комментарий